Консультации
для родителей
Весна — время особых
хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной
элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или
тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в
проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению
«Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям
уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему
поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог
вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе
пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в
гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! На придумывали глупостей! Да
кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до
ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не
готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность
к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно
нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть
своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это
довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А
возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток.
Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не
возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения
столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели
фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности
детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из
интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания,
развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от
будущего первоклассника? Только учи его - и получится отличник. Так не
получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные
школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали -
по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина
отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что
отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения
программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо
учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К
примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т.
д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с
ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его
психологического развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность - это определённый уровень психического
развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно
сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до
«готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка
определённой готовности - готовности включаться в ролевые игры, готовности
отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в
силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с
другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать
в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не
готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно
полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая
события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с
тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его
школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками
пользуются привычными для себя методами обучения - вузовскими. А школьников
нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может
сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель.
Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является
профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот - оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития:
человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не
прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба
получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек,
игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие
книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках,
потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию
общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном
случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы
соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника,
он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические
функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они
отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому
ребёнку. Моторика, мышление, память - это всё прекрасно. Только к школьной
готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции,
запудривающей родителям мозги (мол,
купите - и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной
готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу,
принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель
готовности к школе - «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить
детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают
задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том,
какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут
принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к
школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять
общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую
составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот
пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске
пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик
задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько
ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили
другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не
засмеялся. Ну, и действительно. Пять - это три и два. Три убрали, два осталось.
Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности
к школе - появление специфической самооценки. Проводилось исследование
самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд
сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах
съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в
разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой
картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло?
В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А
школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка
недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они,
потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с
ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.
Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве
субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной
деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что
первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал
не очень хорошо, значит - «я» плохой. Это значит - меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник
живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует
процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник
и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей
деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как
будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по
изучению процессуальной у дошкольников и младших школьников. Для этого был
придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны
прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре
кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному
участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной
Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом
восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как
именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками,
чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?»,
а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной
готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает
этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в
этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок - недоразвитый». Или: «Ваш
ребёнок - плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на
данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она
значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий